Регулировка клапанов двигателя современного автомобиляБесперебойная работа двигателя внутреннего сгорания предполагает периодическое проведение регулировки его клапанов. Они находятся в головке блока цилиндров и относятся к газораспределительному механизму. Мы расскажем, как отрегулировать клапаны самостоятельно. Содержание
Подготовка к регулировке клапанов двигателяОперация по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание вашего авто. На отечественных автомобилях она проводится каждые 15 тыс. км, для иномарок — каждые 30 тыс. или 45 тыс. км. Дело в том, что при изменении просветов сдвигаются фазы газораспределения. Двигатель в этом случае начинает работать с перебоями из-за недостатка или избытка топлива. В наиболее запущенных случаях пропадёт компрессия (мотор просто не заведётся) или клапаны встретятся с поршнями (потребуется капитальный ремонт устройства). Последнее справедливо как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Как определить, требуется ли регулировкаПрофессионалы выделяют следующие симптомы неправильно отрегулированных зазоров: Если присутствует какой-либо из перечисленных симптомов, необходимо проверить промежутки в клапанном механизме. Регулировка зазоров всегда проводится на холодном двигателе. При этом головка блока цилиндров с распредвалом установлены и плотно затянуты. Зависимость величины просветов от температуры приведена в таблице. Таблица: зависимость величины зазоров от температуры Стандарт 0.15 Температураградусы мм индикатор -10 0.128 44.1 -5 0.131 45.4 0 0.135 46.8 10 0.143 49.4 20 0.15 52 Из таблицы следует, что оптимальная температура для регулировки — 20 градусов. В обязательном порядке регулировка зазоров требуется:
При замене оборудования на газобаллонное регулировать клапаны необязательно. Регулировка клапанов на отечественных автомобиляхНаиболее просто регулировка осуществляется на отечественных автомобилях семейства ВАЗ. Видео: как регулировать зазоры клапанов на ВАЗ 2106
Регулировка просветов производится с помощью плоского щупа. Сначала следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Затем регулируем зазоры согласно таблице. Таблица: последовательность регулировки зазоров клапановУгол поворота коленчатого вала, градусы Цилиндр, в котором происходит такт сжатия Номера регулируемых кулачков 0 4 6, 8 180 2 4, 7 270 1 1, 3 360 3 2, 5Процесс регулировки различается в зависимости от модели ВАЗ. Так, на ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой. На ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой На ВАЗ 2108–09 для этого используются регулировочные шайбы, а величина просвета определяется с помощью плоских щупов. На ВАЗ 2108–09 величина зазора определяется с помощью плоских щупов Раньше, во времена СССР, для точной настойки зазоров клапанов использовалась специальная рейка с индикатором. Раньше для контроля зазора клапанов использовалась рейка с индикатором Регулировка зазоров двигателя ВАЗ 2106 выполняется сразу, без промежуточных измерений. На ВАЗ 2108–09 следует использовать набор регулировочных шайб. После измерения просвета старая шайба вытаскивается, а на её место, с учётом проведённых измерений, подбирается новая. На ВАЗ 2108–09 для нсстройки зазоров клапанов используются регулировочные шайбы Для замены шайб нужен специальный съёмник. Для замены регулировочных шайб на ВАЗ 2108–09 требуется специальный съемник При регулировке зазоров сначала снимается клапанная крышка, а затем устанавливается съёмник. Замена регулировочных шайб с помощью специального съёмника При регулировке зазоров клапанов тип двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) абсолютно не важен. Значение имеет лишь конструкция узла «клапан — толкатель — распредвал». Изменяя зазоры, можно на несколько градусов сдвинуть фазы газораспределения (моменты открытия и закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала). Меняя зазоры клапанов, можно сдвинуть фазы газораспределения Сдвиг фаз происходит при смещении распредвала относительно коленчатого вала путём перестановки цепи или ремня ГРМ. Обычно такая регулировка нужна только при форсировании двигателей или чип-тюнинге, поэтому здесь мы её рассматривать не будем. В современных двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. С их помощью происходит регулировка клапанов под действием пружины и подача масла из системы смазки двигателя. Другими словами, гидрокомпенсаторы автоматически регулируют зазоры на работающем двигателе. Как отрегулировать клапанные зазоры на иномаркахПрежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем. Бензиновый двигательТак выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателем Для этого следует выполнить следующие действия: Выставляем метки распредвала двигателя Проверяем величину клапанных просветов двигателя Регулируем зазоры клапанов Наносим герметик и закручиваем клапанную крышку двигателя Дизельный двигательИногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях. Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным мотором Основные признаки неправильно проведённых работЕсли зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля. Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах! |