Как отремонтировать топливную аппаратуру: виды и принципыСодержание
Принцип работы дизельных двигателей состоит в том, что подача топлива в цилиндры мотора производится с помощью впрыска (аналогично инжекторам). Однако на этом сходство заканчивается. Воспламенение топливной смеси происходит без свечей зажигания благодаря высокой температуре (700 — 800°С) в рабочей камере. Такая температура достигается за счет более высокой степени сжатия в цилиндрах дизеля (19 — 24) по сравнению с бензиновыми двигателями (9 — 11). Топливо также впрыскивается в цилиндры под высоким давлением (100 — 150 кг/см?). Для этого топливные насосы изготавливают с минимальными зазорами между корпусом и подающими плунжерами, что делает их весьма чувствительными к износу или загрязнениям. Поэтому обслуживание и ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей имеет свою специфику. Расскажем о ней подробнее. Состав топливной системы дизельного двигателяСистема питания дизеля состоит из двух контуров: низкого и высокого давления. Состав контура низкого давления:
Контур высокого давления включает в себя:
Неисправности системы с описанием внешних признаковВ таблице приведены наиболее распространенные неисправности системы питания дизельного двигателя с указанием видимых проявлений. Неисправность Внешние симптомы Загрязнение фильтра Падение мощности, глохнет двигатель Не работает привод ТНВД Заглох двигатель Износ или неисправность насоса Затрудненный пуск, провалы при разгоне, увеличенный расход топлива Недостаточная величина высокого давления Провалы в разгоне Увеличенное давление впрыска Большой расход топлива Смещен угол опережения впрыска Затрудненный пуск, глохнет двигатель Ранний впрыск топлива Жесткая работа двигателя Поздний впрыск топлива Черный дым из выхлопной трубы Износ форсунок Затрудненный пуск, черный дым из выпускной системы Нестабильная работа свечей накаливания Трудности запуска Пригорание клапанов Черный дым из выпускной трубы Низкая компрессия Затрудненный пуск, увеличенный расход солярки Износ регулятора оборотов коленвала «плавают» холостые обороты Загрязнение воздушного фильтра Провалы в разгоне Негерметичность уплотнительных шайб под форсунками «Плавают» холостые Подсос воздуха между фильтром и насосом Забита вентиляция картераДиагностическое оборудованиеПриведенная выше таблица еще не является основанием для отправки компонента, попавшего под подозрение, на диагностику, а тем более в ремонт. Эти предварительные диагнозы можно принимать во внимание только в отношении старых дизельных двигателей, не имеющих электронной системы управления. При возникновении проблем у двигателя, оснащенного ЭБУ, в первую очередь необходимо выполнить диагностику неисправности топливной системы с помощью диагностического сканера, подключаемого к разъему K-line блока. Только после определения кода ошибки, привязанного к неисправному элементу, стоит направляться на станцию технического обслуживания (СТО), чтобы приступить к ремонту системы питания дизельного двигателя. После проведения диагностического тестирования специалисты вынесут окончательный диагноз, — какой из элементов системы питания повинен в некорректной работе дизеля. В противном случае, по вашей просьбе, опираясь на ваши предположения, отремонтируют не тот узел, и проблемы останутся с вами. Выбирая СТО, следует обратить внимание на уровень ее оснащения диагностическим оборудованием. Лидером в области изготовления испытательных и ремонтных стендов для проверки топливной аппаратуры является фирма Bosch, выпускающая линейку оборудования EPS. Широкими возможностями для проверки ТНВД всех видов обладает стенд EPS 815 под управлением компьютерной системы. С помощью настольного прибора EPS 205 тестируют форсунки различных видов и производителей, используя при этом различные адаптеры. Известны также диагностические комплексы фирм Delphi, DENSO и Hartridge. Что проверяетсяИспользуя многочисленные функции диагностических комплексов и приборов, можно проверить множество технических параметров и характеристик топливных компонентов и определить основные неисправности системы питания. Комплекты оборудования фирмы Bosch выполняют следующие тесты и действия:
С помощью ручного прибора EPS:
На стенде Delphi YDT278 проверяют все компоненты топливной системы дизельного двигателя, включая насос и форсунки, даже не снимая их с машины. Подключив устройство YDT410, контролируют работоспособность регулятора давления системы Common Rail. Если прибор повышает давление до требуемого, значит, штатный регулятор неисправен. В противном случае источником неисправности является насос. Содержание ремонтных работПосле диагностического тестирования и выявления неисправного узла принимают решение о дальнейших действиях. В принципе почти любой компонент топливной системы можно отремонтировать, предварительно определив — «стоит ли овчинка выделки». Работы выполняются в специализированных центрах по обслуживанию дизельных автомобилей, имеющих необходимое оборудование для ремонта. Как восстанавливают изношенные агрегаты? Основные действия при ремонте ТНВД на СТО: Ремонт форсунок или насос-форсунок включает в себя:
Некоторые советы по ремонту топливной аппаратуры
Как говорят медики — болезнь легче предупредить, чем лечить. То же самое можно сказать и в отношении ремонта топливной системы дизельных двигателей. Своевременные профилактические работы: замена фильтров, слив конденсата, регулярная промывка топливного бака, проверка на диагностическом оборудовании помогут вам увеличить ресурс всех компонентов топливной системы и сэкономить на дорогостоящем ремонте.
|