Infocars24.ru » Советы

Способы рихтовки кузовных элементов

Способы рихтовки кузовных элементов с фото

Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте, избежать замены.

  • 1 Рихтовка
  • 2 Инструмент для рихтовки
  • 3 Споттер для рихтовки авто
  • 4 Гидравлический кузовной ремонт
  • 5 Вакуумная вытяжка вмятин
  • 6 Рихтовка авто своими руками
  • 7 Нюансы рихтовочных работ

Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпении рихтовку можно выполнить самостоятельно.

Рихтовка

В кузовном ремонте рихтовка – это восстановление различных кузовных элементов путем правки геометрии деталей с помощью различных инструментов. Придать первоначальную форму кузовной детали достаточно сложно, особенно, если повреждения при ДТП получены значительные. Как правило, рихтуют такие элементы как:

  • двери;
  • передние задние крылья;
  • капот;
  • дверь (крышку) багажника;
  • крышу;
  • металлические бампера;
  • пороги.

Проводить рихтовочные работы не всегда целесообразно – нет смысла восстанавливать детали, если:

  • имеются значительные повреждения, для восстановления их потребуется много времени;
  • новые запчасти в магазине стоят недорого – дешевле и проще произвести замену элемента.

Инструмент для рихтовки

Кузовные детали восстановить можно как с помощью простейшего инструмента, так и с использованием профессиональных приспособлений и стендов. К простым инструментам для восстановления геометрии «кузовщины» относятся:

  • молотки и киянки различных видов;
  • всевозможные поддержки (наковальни, металлические бруски всяких размеров);
  • специальные ложки для вытягивания металла:
  • рычаги и крючки;
  • инструмент для шлифовки.

Существует также более сложное оборудование, а также целые наборы инструмента. В стандартном комплекте рихтовочного оборудования обычно присутствует:

  • гидронасосы и цилиндры;
  • насадки всяческих форм;
  • ударные пластины;
  • переходники.

В профессиональном кузовном ремонте используются реечные платформенные стапели, специальные стенды. На спецоборудовании при восстановлении геометрии кузовного элемента достигается воздействие на поврежденные участки с большим усилием и точностью, металл выправляется быстрее и с меньшими трудовыми затратами, рихтовка получается более качественной.


Споттер для рихтовки авто

Кузовной ремонт, в том числе рихтовку, можно производить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых вытягивается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специальному приспособлению выравнивание поверхности металла производится снаружи.

Использование споттера дает определенные преимущества:

  • пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
  • на месте сварки не образуется окалин и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
  • приваривать крепеж можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
  • использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.

Аппараты точечной сварки выпускаются различными производителями – оборудование может быть разным по цене, стоимость зависит от нескольких факторов:

  • мощности аппарата;
  • страны-производителя;
  • бренда;
  • степени оснащенности (комплектации).

Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:

  • WiederKraft;
  • Nordberg;
  • DECA;
  • Gysliner;
  • Solary.

Использовать споттер особенно выгодно в условиях крупного автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:

  • участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;


  • также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;


  • после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
  • затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);


  • на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;


  • металл на поврежденном участке выправляется следующим образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо вытягивается наружу;


  • затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.

Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:

  • на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
  • в отверстия шайб вставляется пруток;


  • на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;


  • зачем посредством рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.


Также вмятины можно выправить с использованием:

  • иглы для точечной сварки и обратного молотка;
  • приваривания к поврежденному участку звездочек;
  • приваривания волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).




Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовки с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.

Гидравлический кузовной ремонт

В рихтовочных работах часто используется гидравлика – гидравлические растяжки и домкраты, гидроцилиндры, насосы. Гидравлический инструмент идет в комплекте, растяжка позволяет создавать усилие до 5 тонн. С помощью гидравлики рихтуются багажники и капоты автомобилей, выравнивается пороги, исправляются перекосы дверных проемов.


Вакуумная вытяжка вмятин

Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.

Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.


Рихтовка авто своими руками

Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.

Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.

Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.


Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.

Нюансы рихтовочных работ

  • Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
  • Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
  • Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
  • При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
  • Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.
  • Репост
    Наверх