Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля. Содержание
Закручиваем болты правильноЛюбое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты. До какой степени можно затягивать резьбовые соединенияПочему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны. Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой: Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение ?т. Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа]. Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов. После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации. Wikipedia Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование. Инструменты для контроля момента затяжкиОсновным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:
Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе. Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильноПри работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует: Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально. Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию. Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером. Порядок работы с самодельным динамометрическим ключомКак правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:
Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания. Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего. Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками
Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндровЧтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные. Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбыНоминальный диаметр резьбы Размер «под ключ» головки, болта (гайки), мм Шаг резьбы, мм Классы прочности по ГОСТ 1759–70 Болт 5.8 6.8 8.8 10.9 12.9 Гайка 4;5;6 5;6 6;8 8;10 10;12 6 10 1 0,5 0,8 1,0 1,25 1,6 8 12 — 14 1,25 1,6 1,8 2,5 3,6 4,0 10 14 — 17 1,25 3,2 3,6 5,6 7,0 9,0 12 17 — 19 1,25 5,6 6,2 10,0 12,5 16,0 14 19 — 22 1.5 8,0 10,0 16,0 20,0 25,0 16 22 — 24 1,5 11,0 14,0 22,0 32,0 36,0 18 24 — 27 1,5 16,0 20,0 32,0 44,0 50,0 20 27 — 30 1,5 22,0 28,0 50,0 62,0 70,0 22 30 — 32 1,5 28,0 36,0 62,0 80,0 90,0 24 32 — 36 1,5 36,0 44,0 80,0 100,0 —Основные резьбовые соединения в двигателеПеречень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:
Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие. |