Infocars24.ru » Советы

Самостоятельная замена водяного насоса на автомобиле Ford Focus

Самостоятельная замена водяного насоса на автомобиле Ford Focus с фото

Водяной насос является основным элементом системы охлаждения двигателя. Помпа автомобиля Ford Focus является одним из наиболее капризных узлов и часто выходит из строя раньше регламентированных производителем 90–100 тыс. км пробега. Самостоятельно проверить работоспособность и при необходимости заменить водяной насос сможет даже неискушённый автолюбитель.

Содержание

  • 1 Назначение и функции водяного насоса
  • 2 Диагностика неисправностей
    • 2.1 Виды неисправностей водяного насоса
      • 2.1.1 Видео: советы по использованию тосола
  • 3 Замена водяного насоса
    • 3.1 Покупка нового водяного насоса
    • 3.2 Расположение водяного насоса
    • 3.3 Необходимые инструменты и расходные материалы
    • 3.4 Замена водяного насоса на Ford Focus
      • 3.4.1 Видео: замена помпы на Ford Focus 1

Назначение и функции водяного насоса

Водяной насос (помпа) предназначен для обеспечения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) по каналам внутри двигателя. В процессе работы в цилиндрах двигателя происходит сгорание топливно-воздушной смеси. Поэтому мотор быстро нагревается. Если не отводить тепло, может начаться деформация металла. Чтобы этого не случалось, в блоке цилиндров сделаны каналы, по которым циркулирует ОЖ. Нагреваясь, она передаёт тепло радиатору и охлаждается под действием воздуха. Так работает система охлаждения двигателя.


Устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

В систему охлаждения входят:

  • водяной насос;
  • радиатор;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • шланги, по которым циркулирует ОЖ;
  • система обогрева салона автомобиля.

В системе охлаждения только помпа находится в непрерывном движении. Остальные элементы пассивны и изнашиваются гораздо меньше.

Диагностика неисправностей

Перед снятием и заменой помпы необходимо диагностировать неисправность.

Важно определить симптомы неисправности помпы на ранней стадии развития. С понижением эффективности работы системы охлаждения возрастают риски перегрева двигателя, вслед за которым следует деформация головки цилиндров, пробой прокладки и попадание охлаждающей жидкости в систему смазки.

Виды неисправностей водяного насоса

Главным показателем неполадок в охлаждающей системе является индикатор температуры двигателя, расположенный на приборной панели.


Температурный датчик — главный индикатор состояния системы охлаждения

Если двигатель во время работы нагревается выше 100оС, система охлаждения не справляется со своей задачей. Необходимо определить и устранить причину возникновения такой ситуации.

Для водяного насоса характерны следующие неисправности.

  • Полный или частичный износ подшипника.
  • Утечка охлаждающей жидкости через сальник, закрывающий наружный торец вала помпы. На многих автомобилях сальник можно снимать и ремонтировать, но для Ford Focus такая возможность отсутствует.
  • Выработка вала, на котором установлены крыльчатка и приводной шкив помпы.
  • Повреждение корпуса помпы — трещины, сколы и другие механические дефекты, приводящие к утечке ОЖ.
  • Задолго до того как мотор начнёт перегреваться, из-под капота начинают доноситься нехарактерные звуки, похожие на свист или вой. Эти звуки издаёт подшипник, на котором вращается крыльчатка водяного насоса. Проверить это можно нажав на педаль акселератора на нейтральной передаче. С повышением оборотов двигателя звук станет более высоким.

    Иногда бывает сложно точно определить источник звука, так как его могут создавать и другие вращающиеся детали, приводимые в движение ремнём. Для того чтобы убедиться в неисправности помпы, следует выполнить следующие действия.

  • Откройте капот.
  • Запустите двигатель на холостом ходу.
  • Слегка пережмите рукой толстый шланг, соединяющий мотор с радиатором. Если пальцы ощущают пульсацию ОЖ внутри шланга, помпа работоспособна. Если нет — велика вероятность того, что крыльчатка осыпалась.
  • Иногда после длительного «воя» насос вдруг затихает. Это свидетельство того, что подшипник, на котором вращается крыльчатка, заклинил. Насос перестаёт работать, и принудительная циркуляция ОЖ прекращается. Антифриз будет продолжать двигаться под действием конвекции, но этого не хватит для работающего двигателя. Мотор начнёт перегреваться, а охлаждающая жидкость закипит.

    Проводя обследование, не забывайте о безопасности! Пережимать шланг следует осторожно. Прикасаться рукой к двигателю не рекомендуется — это может привести к ожогу. Кроме того — избегайте контакта с вращающимся вентилятором. Удар лопастей по рукам приведёт к травме. А хрупкая пластмасса на вентиляторе трескается и рассыпается.

    Более точно определить работоспособность помпы можно следующим образом. Дело в том, что непрерывное движение крыльчатки помпы осуществляется через подшипник, который установлен в основании приводного вала. Если подшипник срабатывается, нарушается соосность движения, и возникает быстро увеличивающийся люфт.




    Расположение автомобильной помпы на двигателе ZETEK 1,8

  • Отсоедините от помпы электрические провода.
  • Снимите приводящий ремень.
  • Раскачивая вручную ось помпы, определите величину люфта.
  • Даже если обнаружен небольшой (1,5–2 мм) люфт, помпа корректно работать уже не сможет. Если же люфт большой, водяной насос следует срочно заменить.

    Кстати сказать, износ подшипника на 99% зависит от состава жидкости, которая залита в систему охлаждения. Гарантийный срок службы охлаждающей жидкости — тосола или антифриза — 2 года или 30 тысяч километров. По истечении этих сроков эксплуатации, охлаждающая жидкость меняет свои свойства и технические характеристики. Резко снижается теплоотдача. Химические присадки (под действием перепадов температур) частично разлагаются и перестают выполнять свою смазочную и антикоррозийную функцию.

    Если по каким-либо причинам в систему охлаждения заливалась вода или тосол другой марки, при первой возможности рекомендуется полностью заменить ОЖ.

    Наглядным доказательством неисправной помпы являются следы охлаждающей жидкости вокруг приводного шкива. Выглядеть они могут как грязно-серые ручейки. Автовладельца может ввести в заблуждение то, что эти ручейки сухие. Дело в том, что ОЖ вытекает только на работающем двигателе, а после остановки следы утечки быстро высыхают.

    Видео: советы по использованию тосола

    Замена водяного насоса

    Неисправный водяной насос автомобиля Ford Focus ремонту не подлежит — подшипник крыльчатки запрессован в литой корпус, и достать его невозможно. Поэтому помпу меняют на новую.

    Покупка нового водяного насоса

    Цены на новый водяной насос для Ford Focus в зависимости от производителя могут изменяться от 1000 до 3000 руб. Как правило, дорогие запчасти более качественные, но иногда покупатель переплачивает за бренд.




    В ремонтнтый комплект в обязательном порядке должны входить резиновые прокладки

    При покупке не следует забывать, что ремни на Ford Focus (с бензиновым двигателем) одноразовые. Поэтому их также необходимо приобрести заранее.




    Клиновой ремень для навесного оборудования Ford Focus

    Расположение водяного насоса

    В дизельных двигателях приводной шкив водяного насоса приводится в движение зубчатым ремнём газораспределительного механизма.

    В бензиновых двигателях помпа связана приводом с генератором. Причём ремни там не обычные, а самонатягивающиеся. При снятии их просто разрезают, так как механизм их натяжения отсутствует.




    Приводной шкив помпы на двигателе автомобиля Ford Focus

    Необходимые инструменты и расходные материалы

    Для замены водяного насоса потребуется стандартный набор инструментов:

    • рожковые и торцевые ключи (от 8 до 17);


      Комплект слесарных инструментов для ремонта автомобиля

    • отвёртка с плоским шлицом (8–12 мм.);
    • молоток;
    • деревянная наставка;
    • острый нож.

    Кроме этого, понадобится пятилитровая ёмкость для слива ОЖ, ветошь и силиконовый (желательно термостойкий) герметик.




    При помощи силиконового герметика герметизируются щели, и фиксируются болты крепления

    Охлаждающая жидкость при замене водяного насоса сливается полностью. Для этого в нижней части блока цилиндров имеется специальная горловина с винтовым краном.




    Охлаждающая жидкость сливается полность через отверстие в блоке цилиндров

    После замены насоса в систему охлаждения заливается 4,5 литра новой ОЖ. Срок службы тосола составляет 2 года или 30 тыс. км, после чего он теряет свои оригинальные свойства.

    Замена водяного насоса на Ford Focus

    На большинстве автомобилей Ford Focus установлен бензиновый двигатель ZETEK 1,8. Алгоритм замены водяного насоса на таком двигателе следующий.

  • Автомобиль загоняется на смотровую яму или подъёмник. На яме правая часть авто поднимается домкратом, и снимается правое переднее колесо.


    Сняв правое переднее колесо, открывается доступ к ремню генератора

  • Отсоединяется защита двигателя, снимается нижний защитный кожух над ремнями вспомогательного навесного оборудования.
  • Откручивается один винт, и освобождается зажимной механизм расширительного бачка. Бачок сдвигается и открывает доступ к помпе. Для удобства можно снять фиксаторы со шлангов.


    Снятие фиксатора позволяет отодвинуть бачок в сторону

  • Накидным ключом выкручивается три болта и ослабляется приводной шкив водяного насоса (головка с «трещоткой» между лонжероном корпуса и шкивом не поместится).


    Шкив крепится тремя болтами к вращающемуся валу помпы

  • Прокручивая ключом на 15 по часовой стрелке натяжитель ремня вспомогательного оборудования двигателя, ослабляется и снимается ремень. Можно с помощью ножа разрезать приводные ремни.
  • Полностью выкручиваются фиксирующие болты и снимается приводной шкив водяного насоса.
  • Сливается охлаждающая жидкость. Возможны два варианта: открутить сливной кран или снять зажим нижнего шланга, выходящего из радиатора.


    Перед отворачиванием сливного крана необходимо открыть крышку расширительного бачка

  • Ослабляются четыре болта М8 крепления корпуса насоса к двигателю.
  • Выкручиваются три винта гидроопоры мотора с правой стороны. После этого двигатель вывешивается с помощью домкрата и упирающейся в масляный картер деревянной подставки.
  • Помпа проворачивается на 180о и выводится в положение, при котором крыльчатка обращена вперёд и вниз.
  • Используя деревянную доску в качестве рычага, упирающегося в лонжерон, мотор наклоняется в сторону водителя. После этого водяной насос свободно выходит из посадочного места.
  • Новая помпа смазывается герметиком по контуру крепления.
  • На помпу надевается резиновая прокладка, и она устанавливается на посадочное место в блоке цилиндров.


    Термостойкие герметики, как правило, окрашены в оранжевый цвет

  • Сборка производится в обратном порядке.
  • Система охлаждения заполняется новым тосолом. Возможно использование старой охлаждающей жидкости.


    Долив до минимального уровня охлаждающей жидкости производится через горловину расширительного бачка

  • Двигатель запускается и разогревается до температуры 90оС. Обороты можно поднять акселератором до 3 тыс. в минуту. Когда сработает вентилятор на радиаторе (печка в салоне должна быть установлена на максимальную температуру), двигатель останавливается.
  • До рабочего уровня доливается охлаждающая жидкость.
  • На дизельных двигателях порядок действия аналогичный. Отчасти задача по замене упрощается тем, что помпа приводится в движение зубчатым ремнём ГРМ.

    Видео: замена помпы на Ford Focus 1

    Заменить помпу на Ford Focus своими руками довольно просто. Потребуется стандартный набор инструментов и смотровая яма, а вся работа займёт не более двух часов. При этом следует помнить, что законом категорически запрещён слив охлаждающей жидкости на землю.

    Репост
    Наверх