Infocars24.ru » Ремонт и обслуживание

Способы восстановления аккумуляторной батареи

Способы восстановления аккумуляторной батареи с фото

Автомобильный аккумулятор в среднем служит от трех до пяти лет, но свой ресурс он отрабатывает при условии бережной эксплуатации. Аккумуляторная батарея раньше времени выходит из строя при постоянных перегрузках, глубоких разрядах, неисправностях электрооборудования.

  • 1 Способы десульфатации аккумуляторной батареи
  • 2 Десульфатация аккумулятора промышленным зарядным устройством
  • 3 Десульфатация аккумулятора своими руками
  • 4 «Моргалка» для десульфатации
  • 5 Схемы тренировки аккумуляторов
От всех неблагоприятных факторов разрушаются пластины в банках АКБ, на них образуется белый налет. Во многих случаях батарею с разрушенными пластинами восстановить невозможно, но если она еще не сильно запущена, может помочь десульфатация аккумулятора. Восстанавливают АКБ различными способами, и некоторые из них реально помогают оживить «умершее» устройство.

Способы десульфатации аккумуляторной батареи

Последнее время необслуживаемые АКБ активно вытесняют обслуживаемые, они имеет ряд преимуществ:

  • нет необходимости доливать в банки дистиллированную воду;
  • при той же емкости батареи имеют более компактные размеры.

Весь уход за необслуживаемыми аккумуляторами заключается в своевременной подзарядке и соблюдении правил эксплуатации.

Но кроме преимуществ батарея необслуживаемого типа имеет и существенные недостатки:

  • за счет уменьшения размеров АКБ свинцовые пластины тоньше, и прочность их уменьшилась;
  • батареи быстрее выходят из строя при неисправном электрооборудовании автомобиля.

Есть несколько вариантов восстановления аккумуляторов всех типов:

  • зарядка реверсивными токами
  • восстановление батареи путем замены разрушенных элементов;
  • десульфатация токами малых величин;
  • доливка в аккумулятор специальных жидкостей, которые разрушают сульфат;
  • восстановление работоспособности АКБ импульсными токами.

Следует отметить, что не все эти способы можно легко применить для необслуживаемых аккумуляторов, полностью герметичную батарею непросто отремонтировать механическим путем, долить в нее присадки.

Десульфатация аккумулятора промышленным зарядным устройством

В результате сульфатации пластин падает емкость аккумуляторной батареи, и чем больше сульфата образовалось на пластинах, тем меньше силу тока может отдать АКБ при запуске двигателя. Допустим, аккумулятор рассчитан на 60 Ампер-часов, но в результате покрытия пластин белым налетом они не могут нормально взаимодействовать с электролитом, и емкость батареи падает до 20-30 А·ч. Разумеется, мощности батареи не хватает, и двигатель невозможно прокрутить для запуска.

Цель десульфатации – очистить пластины от кристаллов сульфата, повысить емкость АКБ. Но прежде чем говорить о процессе очищения пластин от налета путем зарядки аккумулятора, следует отметить, что промышленностью производятся два типа зарядных устройств:

  • обычные «зарядники»;
  • автоматы (так называемые десульфаторы).

Пользоваться десульфатором просто – устройство нужно подсоединить к аккумуляторным клеммам и включить его в сеть 220 Вольт. Восстановление с помощью промышленного устройства производится путем зарядки и затем последующей разрядки АКБ, выполняется так называемая тренировка. Сразу следует отметить, что тренировка батареи может быть в нескольких вариантах, но об этом мы поговорим чуть позже.


Десульфатация аккумулятора зарядным устройством выполняется приблизительно так – сначала 10 минут идет зарядка током 2 А, затем минуту аккумулятор разряжается током 0,2 А. Токи и время заряда-разряда могут быть разными, здесь приведены ориентировочные значения. Устройство называется автоматом, потому что пользователь практически не принимает никакого участия в восстановлении АКБ – прибор работает в автоматическом режиме, причем, процесс заряда-разряда может длиться не одни сутки. Когда батарея восстановится, устройство выдает соответствующую информацию на дисплее.

Но многие автовладельцы стараются собрать устройство для десульфатации аккумуляторной батареи своими руками – промышленный прибор стоит недешево, его цена находится в пределах 5-10 тысяч рублей. Если сам аккумулятор недорогой, нет смысла тратить такие деньги ради того, чтобы «оживить» дешевую АКБ дорогим прибором. Арифметика здесь простая – на 10000 рублей можно купить как минимум две недорогих батареи и на несколько лет забыть о проблемах с запуском двигателя.


Десульфатация аккумулятора своими руками

Попробовать восстановить АКБ можно обычным «зарядником», который должен быть у каждого уважающего себя автовладельца. Перед началом восстановления необходимо проверить уровень электролита в банках (на обслуживаемом аккумуляторе) и при необходимости добавить дистиллированной воды. Электролит доливать ни в коем случае нельзя, так можно совсем загубить аккумулятор.

Нужно, чтобы на зарядном устройстве выставлялись фиксированные значения, десульфатацию малыми токами выполняем так:

  • подсоединяем к клеммам батареи «зарядник»;
  • устанавливаем напряжение 14 Вольт;
  • выставляем небольшой ток (допустим, 0,8 А);
  • заряжаем аккумулятор около 8 часов.

После зарядки малым током плотность электролита практически не меняется (1,07 г/см?), но напряжение немного увеличивается (до 10 Вольт). После делается перерыв, и АКБ остается «отдыхать» на сутки.

Затем напряжение (14 В) не меняем, а силу тока увеличиваем до 2-2,5 Ампер, зарядку производим в течение 8 часов. После этого, если аккумулятор не совсем «мертвый», плотность должна увеличиться до 1,11-1,13 г/см?, а напряжение – до 12,7 В.

Далее батарею необходимо разрядить, нагрузкой может быть лампа из фары дальнего/ ближнего света:

  • подсоединяем лампу к клеммам АКБ;
  • разряжаем аккумулятор до 9 Вольт (обычно требуется для этого от 6 до 8 часов).


Ниже напряжение падать не должно, иначе снова начнется процесс сульфатации. После разрядки повторяем зарядку в том же порядке:

  • сначала малым током 0,8 А – 8 часов;
  • затем делаем перерыв на сутки;
  • после заряжаем током 2-2,5 А восемь часов.

После всех операций плотность электролита должна еще вырасти где-то до 1,15-1,17 г/см?, затем производим разрядку лампой от фары 6-8 часов. Весь этот цикл производим насколько раз до полного восстановления аккумулятора, плотность должна вырасти до 1,27 г/см?.

«Моргалка» для десульфатации

Чтобы восстановить аккумуляторную батарею, автомобилисты собирают различные схемы нагрузки, которые попеременно с зарядкой производят разряд, еще в народе их называют «моргалками» для десульфатации. Схемы могут быть абсолютно разными, но обязательными элементами являются:

  • реле, постоянно включающее и отключающее схему;
  • сама нагрузка (12-вольтовые лампочки).

Режим пульсации может быть таким: 4,3 секунды идет разрядка под нагрузкой, затем включается на 3 секунды зарядное устройство. Лампа в момент разрядки отключается, и получается, что она моргает, поэтому подобную схему и называют «моргалкой».


Нагрузку и ток заряда также подбирают индивидуально, но зарядка не должна составлять более 10% от общей емкости батареи. Допустим, для АКБ 65 Ампер-часов зарядный ток равен 5 или 5,5 А, а у ламп общий ток нагрузки – 1 А.

Во время работы схемы нужно контролировать напряжение (оно колеблется приблизительно от 13,1 до 13,4 V), и вольтметр также включается в электрическую цепь.


Напряжение меняется при включении и выключении нагрузки, часто в таких схемах используется два реле: вспомогательное и реле поворота. Собрано приспособление для десульфатации аккумулятора на обычном зарядном устройстве, поэтому сборка его обходится недорого.

Схемы тренировки аккумуляторов

  • Метод восстановления малыми токами чаще всего применяется для аккумуляторных батарей с относительно небольшой степенью сульфатации пластин.
  • Десульфатация импульсными токами. В этом варианте импульс тока приблизительно в пять-шесть раз превышает стандартные значение. Амплитуда увеличивается до 50 Ампер, но ее длительность чрезвычайно мала, буквально единицы микросекунд. При импульсной зарядке постоянно идет заряд и разряд.
  • Способ реверсивной зарядки – один из вариантов импульсивного метода, когда аккумулятор заряжают токами переменной величины. В отличие от импульсного восстановления при реверсной зарядке аккумулятор часть времени заряжается, а в другое время находится в покое (зарядка и разрядка не идет).
  • Метод восстановления постоянным напряжением. Здесь на аккумулятор подается постоянный ток – сначала он большой, а затем его постепенно снижают до небольших значений.
  • Циклический способ. В этом варианте сначала батарею заряжают малым током, затем делают небольшой перерыв, и еще позднее – производят разряд. Цикл многократно повторяется до полного восстановления АКБ.
  • Репост
    Наверх