Двигатели Волжского автомобильного завода отличаются достаточной надежностью, но рано или поздно нуждаются в ремонте. Часто различные поломки ДВС происходят по вине самих автовладельцев, замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ требуется в случае перегрева мотора.
Если прогорает прокладка (ПГБЦ), движок троит и теряет мощность, эксплуатировать машину с такой неисправностью становится невозможным.
Признаки неисправности ПГБЦ
Причин прогорания прокладки головки на автомашинах ВАЗ несколько:
перегрев мотора;
слабая затяжка болтов ГБЦ;
трещина в головке блока;
деформированная поверхность ГБЦ или блока цилиндров.
Основной причиной прогара ПГБЦ является перегрев, температура двигателя определяется по датчику на комбинации приборов. Перегреваться движок может из-за различных факторов:
недостаточный уровень тосола (антифриза) в системе охлаждения;
При сильном перегреве может выйти из строя головка блока, «залечь» поршневые кольца. Если после замены ПГБЦ прокладка прогорает снова, необходимо выполнять уже более серьезный ремонт, разбираться с причиной повторяющегося дефекта.
1 Признаки неисправности ПГБЦ
2 Особенности замены ПГБЦ на заднеприводных ВАЗ
3 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
4 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)
5 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)
6 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)
7 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)
Особенности замены ПГБЦ на заднеприводных ВАЗ
На автомобилях ВАЗ-классика устанавливаются двигатели моделей 2101, 2103, 2105 и 2106, и машины ВАЗ 2106/2107 могут комплектоваться любым из этих моторов. Принцип замены ПГБЦ на всей «Классике» практически одинаковый, с одной небольшой разницей – ДВС 2105 имеет ременную передачу, на всех остальных силовых агрегатах ВАЗ устанавливается цепь ГРМ.
Если датчик на щитке приборов показывает температуру выше нормы, вовсе не обязательно дело может быть в пробитой прокладке ГБЦ. Перегрев также происходит по следующим причинам:
неисправен водяной насос (оборвана крыльчатка);
не натянут или оборвался ремень генератора;
не работает нормально термостат;
не открывается клапан пробки радиатора.
Есть признаки, по которым можно определить, что ПГБЦ прогорела:
на работающем двигателе из трубы глушителя идет белый густой дым (пар);
тосол из радиатора уходит, но нигде не подтекает;
моторное масло в картере побелело, то есть, охлаждающая жидкость попадает в масло;
двигатель троит, работает на двух и трех цилиндрах;
антифриз «выкидывает» из радиатора.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ-классика на двигателе с цепным приводом – работа в целом достаточно простая, основную сложность составляет совмещение меток коленвала и распредвала при сборке. Если метки выставить неправильно, мотор нормально работать не будет, или может вообще не завестись
Менять ПГБЦ на «Классике» можно без ямы или подъемника, перед выполнением работ следует подготовить необходимый инструмент и емкость под слив охлаждающей жидкости. Из инструмента потребуется:
набор автомобильных ключей;
шлицевые и крестовые отвертки;
плоскогубцы;
вороток с удлинителем;
головка на 19 (под болты старого образца) или многогранная головка на 12 (под болты нового образца);
молоток;
монтировка.
Замену ПГБЦ на двигателях 2101/03/06 производим следующим образом (на карбюраторном двигателе):
выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу и на ручной тормоз;
снимаем клемму с аккумулятора;
сливаем тосол с радиатора, также с блока цилиндров. Даже если охлаждающая жидкость ушла, все равно в радиаторе еще она еще осталась;
откручиваем гайки крепление корпуса воздушного фильтра, убираем корпус в сторону;
отсоединяем от карбюратора тягу газа, трос подсоса;
освобождаем головку блока от водяных патрубков (радиатора и верхнего печного);
скидываем шланг вакуумного усилителя тормозов;
отворачиваем четыре гайки крепления приемной трубы глушителя;
отсоединяем от головки высоковольтные провода;
снимаем трамблер (его можно и не демонтировать, но он будет мешаться);
скидываем цепь со звездочки (шестерни), цепочку можно уронить вниз, ее потом будет не трудно достать;
откручиваем гайки распредвала (ключ на 13), снимаем вал,
сдергиваем гайки крепления ГБЦ, выворачиваем болты и снимаем головку блока. Чтобы не растерять рокера, их с головки лучше снять.
После демонтажа головки тщательно защищаем поверхности блока и самой ГБЦ, на них не должно быть никаких неровностей. При сборке все детали устанавливаются на места, но есть некоторые особенности:
чтобы установленная прокладка не скользила на поверхности блока (если в блоке нет направляющих), прокладку можно по всей поверхности аккуратно намазать литолом;
перед монтажом ГБЦ устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ (в верхнюю точку);
чтобы не доставать цепочку из поддона, можно закрепить цепь на башмаке;
установив головку блока, размещаем рокера, убеждаемся, что все они сидят на своих местах;
болты ГБЦ затягиваем равномерно, от середины, в несколько приемов, в порядке, как на рисунке внизу;
распредвал выставляем так, чтобы он был выставлен по четвертому цилиндру (штифт на фланце находится почти напротив верхнего болта на корпусе, картинка внизу);
после монтажа распредвала ставится звездочка с цепью, и тогда уже метки совмещаются точно, но сначала натяжителем необходимо натянуть цепь;
перед установкой натяжителя его следует перезарядить – ослабить центральную колпачковую гайку, утопить плунжер, и эту гайку затянуть;
после сборки и натяжки цепи метки ГРМ должны совпадать – риска на шкиве коленвала находится напротив большой риски крышки цепей;
совмещение меток распредвала указаны внизу на рисунке стрелками;
произведя сборку, заливаем тосол и запускаем двигатель, проверяем, как он работает.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)
Мотор 2105 имеет ременный привод ГРМ, поэтому замена прокладки ГБЦ отличается только снятием и установкой деталей газораспределительного механизма. Метки выставляются так, как это показано на рисунке внизу.
Еще немного отличается сама ГБЦ 2105, но работа производится в том же порядке, что и на остальных моторах ВАЗ-классика.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)
На всех карбюраторных автомобилях семейства 2108-09-099 заменить прокладку головки блока достаточно просто, сначала снимаем ГБЦ:
с клапанной крышки сдергиваем шланг вентиляции картера, предварительно раскрутив хомут;
как и на «Классике», отсоединяем от карбюратора: трос газа, тросик подсоса, от бензонасоса бензиновый шланг;
снимаем все патрубки с ГБЦ – вакуумного усилителя, радиатора, печной шланг;
откручиваем гайки крепления приемной трубы, к ним можно подлезть сверху, из-под капота;
снимаем кожух ремня ГРМ;
демонтируем клапанную крышку (2 гайки);
откручиваем болт крепления распредшестерни;
ослабляем крепление натяжного ролика, скидываем ремень и саму шестерню;
откручиваем болт крепления железного кожуха ГРМ к ГБЦ;
отворачиваем десять болтов ГБЦ, остальное можно не снимать (карбюратор, трамблер и впускной коллектор остаются на месте).
На этом снятие ГБЦ закончено, прокладку меняем, зачистив тщательно поверхности ГБЦ и блока. Метки устанавливается следующим образом:
метки распредвала совмещаются по левому краю ГБЦ (как на картинке);
метки коленвала совмещаются на маховике (в окошке картера КПП).
После произведенной замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 заливаем тосол и запускаем двигатель, по мере прогрева мотора добавляем охлаждающую жидкость в расширительный бачок, следим за температурой движка.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)
На вазовских моделях 2113-14-15 в основном устанавливаются инжекторные 8-клапанные двигатели, поэтому замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114 (2115) немного отличается от замены ПГБЦ на «девятке».
В отличие от 2109 на «четырнадцатых» и «пятнадцатых» моделях:
по-другому снимается корпус воздушного фильтра, и вместе с ним нужно также отсоединять гофру инжектора (патрубок) и штекер с датчика расхода воздуха;
иначе отсоединяются топливные шланги;
на моторе нет трамблера, зато патрубок идет сзади головки блока;
необходимо будет снять высоковольтные провода, и лучше запомнить их порядок установки (иногда они не пронумерованы);
В остальном принципиальных отличий в замене прокладки ГБЦ 2114 от 2109 нет.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)
На автомомашинах ВАЗ 2110 и 2112 достаточно часто устанавливается 16-клапанный четырехцилиндровый двигатель, у него практически такой же блок цилиндров, но отличается головка блока – она двухвальная. Снимать такую ГБЦ несколько сложнее, по-другому устанавливаются и метки ГРМ.
Замену ПГБЦ выполняем следующим образом:
все подготавливаем к демонтажу ГБЦ (снимаем клеммы аккумулятора, сливаем тосол);
отсоединяем полностью корпус воздушного фильтра с патрубками;
демонтируем верхний кожух ремня ГРМ, труднее всего добраться до нижних болтов;
откручиваем натяжной ролик, скидываем ремень ГРМ;
демонтируем обе распредшестерни, отворачиваем болты железного кожуха ГРМ к ГБЦ. Следует сразу аккуратно снять шпонки, иначе их можно потерять. Перед снятием шестерен рекомендуется прокрутить коленвал и сразу установить ГРМ по меткам;
снимаем впускной коллектор, после откручивания гаек его нужно сдернуть с места;
демонтируем клапанную крышку, открутив все болты ее крепления;
отсоединяем все имеющиеся провода и крепления ГБЦ, а также топливную рампу, бензиновые шланги (раскручиваем двумя рожками ключами штуцеры). При раскручивании штуцеров следует учитывать, что в топливной системе есть давление, поэтому его лучше предварительно стравить;
снимаем защитный кожух выпускного коллектора, отсоединяем приемную трубу глушителя. Подлезть туда неудобно, лучше отворачивать гайки снизу;
откручиваем болты термостата (3 шт., шестигранником на 5);
скручиваем болты крепления ГБЦ (10 шт.);
отсоединив все, что может удерживать головку блока под капотом, снимаем ГБЦ.
Зачищаем поверхности, ставим новую прокладку, монтируем головку блока на место. Прежде чем установить ГБЦ, необходимо выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ, а на самой головке следует проверить установку распредвалов, накинув на них шестерни – метки должны смотреть вверх. Заменив прокладку ГБЦ ВАЗ 2110, запускаем двигатель и по мере прогрева мотора доливаем тосол в систему охлаждения.