Infocars24.ru » Ремонт и обслуживание

Замена распредвала на автомобилях ВАЗ, Рено, Шевроле и Опель

Замена распредвала на автомобилях ВАЗ, Рено, Шевроле и Опель с фото

Газораспределительный механизм современных легковых автомобилей бывает с цепным и ременным приводом – конструкция, в которой движение от коленвала передается на распределительный вал с помощью зацепления шестерен, считается устаревшей и последнее время применяется редко.

В течение эксплуатации двигателя все детали ГРМ изнашиваются, и агрегат приходится ремонтировать. Замена распредвала требуется по мере износа детали – изнашиваться могут как опоры, так и кулачки. У распределительного вала (РВ) также могут быть и другие дефекты – на разных моделей авто есть свои характерные неисправности, которые чаще всего встречаются.

Схемы газораспределительного механизма

ГРМ легкового авто состоит из следующих элементов:

  • шестерни (звездочки) коленвала;
  • шестерни (звездочки) распредвала;
  • приводного ремня или цепи;
  • распределительного вала;
  • клапанов головки блока;
  • натяжителей и успокоителей, натяжных роликов (эти детали могут быть разными в зависимости от устройства ГРМ).

Приводной ремень или цепь надевается на шестерни коленвала и распредвала, и передает движение от коленчатого вала (КВ) р/валу. Кулачки РВ открывают и закрывают клапана, тем самым обеспечивая наполнение цилиндров рабочей смесью. В момент сжатия смесь воспламеняется, в цилиндрах ДВС происходит рабочий цикл.

На многих современных ГБЦ в конструкции предусмотрено 4 клапана на цилиндр. Чтобы приводить в движение большое количество клапанов, нужно достаточно много кулачков, поэтому нередко в газораспределительном механизме устанавливаются по два РВ.

  • 1 Схемы газораспределительного механизма
  • 2 Неисправности ГРМ
  • 3 Замена распредвала ВАЗ
  • 4 Замена р/в на автомобилях ВАЗ 2101-07
  • 5 Замена р/вала ВАЗ 2114 (8 клапанов)
  • 6 Замена вала ВАЗ 2110 (16 клапанов)
  • 7 Замена распредвалов Опель
  • 8 Замена распредвала Шевроле
  • 9 Замена распредвала Рено
  • 10 Цена замены

Неисправности ГРМ

Любой механизм со временем имеет свойство изнашиваться, в ГРМ могут возникать различные неисправности:

  • растягиваться цепь;
  • обрываться ременный или цепной привод;
  • изнашиваться зубья шестерен (звездочек);
  • стачиваться кулачки РВ;
  • изнашиваться опорные шейки;
  • выходить из строя натяжитель цепи;
  • клинить натяжной ролик ременной передачи.

В некоторых случаях ломаются сами РВ, поломка может происходить по причине заклинивания вала в постели головки блока. Также РВ подлежит замене, если из-за него появляется моторный стук, или движок работает с перебоями.

Замена распредвала ВАЗ

Все двигатели переднеприводных автомобилей ВАЗ – четырехцилиндровые, 8-ми или 16-ти клапанные, соответственно, могут быть одновальными или двухвальными. На автомобилях ВАЗ 2108-15 в качестве привода используется ремень ГРМ. Замена распредвала ВАЗ на 16-клапанном моторе несколько отличается от работы, проводимой на 8-кл. ДВС:

  • она получается несколько сложнее;
  • немного по-другому выставляется метки ГРМ.

На Вазовской «классике» (ВАЗ-2101-07) и внедорожниках «Нива» двигатели имеют цепную передачу. Сложность замены РВ на движках с цепным приводом зависит от топливной системы – на инжекторах приходится немного больше снимать и ставить деталей в процессе разбори и сборки, чем на карбюраторных моторах.

Замена р/в на автомобилях ВАЗ 2101-07

Основная проблема распредвалов ВАЗ-классика – износ кулачков. Если они стачиваются, в двигателе возникает неприятный, щелкающий стук, при этом мотор теряет мощность. Когда на одном из цилиндров кулачок изнашивается основательно, ДВС начинает сильно стучать и троить – один из цилиндров перестает работать.

Менять на «Классике» распределительный вал несложно, самое главное – при сборке правильно установить метки. Если метки совместить неправильно, клапана головки блока цилиндров могут встретиться с поршнями, и тогда ремонт усложнится.

Распредвал 2101-07 меняем следующим образом (для примера возьмем карбюраторный мотор):

  • устанавливаем автомобиль на нейтральную передачу;
  • снимаем корпус воздушного фильтра;
  • откручиваем болты клапанной крышки, убираем крышку в сторону;
  • прежде чем продолжить разборку, выставляем метки, с тыльной стороны шестерни РВ метка должна совпасть с отливом на корпусе;


  • на коленвале метки должны совпадать, так как показано на рисунке снизу;


  • демонтируем натяжитель цепи (два болта);
  • отворачиваем болт на 17, откидываем цепь вместе с распредшестерней в сторону. При ослаблении болта необходимо застопорить движок от проворачивания;
  • откручиваем 9 гаек крепления корпуса, вынимаем вал;
  • устанавливаем новый вал по меткам, крепим болтом шестерню. Прежде чем установить натяжитель, его необходимо перезарядить – утопить плунжер и зафиксировать его положение затягиванием колпачковой гайки;


  • натягиваем цепь, ослабив, а затем заново затянув колпачковую гайку;
  • прежде чем закрывать клапанную крышку, необходимо отрегулировать клапана – деталь устанавливается другая, и если зазоры не отрегулировать, двигатель может даже не запустится.

Замена р/вала ВАЗ 2114 (8 клапанов)

На модели авто ВАЗ 2114 с «8-клапанником» работу  производим в следующем порядке:

  • снимаем пластмассовый кожух ремня ГРМ;
  • демонтируем клапанную крышку – отсоединяем от нее кронштейн троса газа, вентиляционный патрубок;


  • устанавливаем метки;


  • ослабляем и откручиваем болт распредшестерни, крепления натяжного ролика, снимаем шестерню, а ремень отводим в сторону;
  • демонтируем заднюю крышку;


  • откручиваем гайки двух крышек, которые держат вал (4 на одной и 5 на другой), снимаем крышки;


  • вынимаем старую и ставим на место новую деталь кулачками первого цилиндра вверх – необходимо также поменять и сальник;


  • убеждаемся, что метки не сместились, закрепляем на свои места распредвальные крышки;
  • устанавливаем шестерню, ставим на место и натягиваем ремень ГРМ, еще раз проверяем совмещение меток;
  • ставим заднюю крышку р/в, и в данном случае также потребуется регулировка клапанов – она производится подбором регулировочных шайб по толщине;
  • устанавливаем клапанную крышку – ее прокладку тоже следует заменить.

Замена вала ВАЗ 2110 (16 клапанов)

На 16-клапанном моторе вазовской «десятки» присутствует два р/в, они выходят из строя гораздо реже, чем на «8-клапанниках». Для того чтобы заменить РВ на ДВС типа 2112/21124, необходимо снимать:

  • декоративную верхнюю крышку;


  • затем впускной коллектор.


Эти детали мешают подобраться к креплениям клапанной крышки. В целом принцип замены распредвалов приблизительно такой же, как и на 8-клапанном вазовском моторе, только здесь несколько по-иному выставляются метки.


Замена распредвалов Опель

На автомобилях Opel, в отличие от моделей ВАЗ, различных типов силовых агрегатов представлено очень много – есть как малолитражные, так и достаточно объемные ДВС. В линейке силовых агрегатов имеются 3-х, 4-х и 6-ти цилиндровые моторы, на них могут устанавливаться один или два распределительных вала. На одновальных двигателях Опель у р/в нередко изнашиваются кулачки, валы двухвальных моторов гораздо надежнее, они из строя выходят нечасто.

Рассмотрим, как можно заменить распределительный вал на автомобиле Opel с 8-клапанным ДВС объемом 1,6 л (движок C16NZ):

  • снимаем клапанную крышку (8 болтиков);


  • демонтируем верхний пластиковый кожух ГРМ;
  • устанавливаем метки ГРМ;


  • снимаем модуль или трамблер (в зависимости от модификации), который находится сзади;


  • сливаем тосол, так как придется открутить болты, которые крепят одновременно и распредвальную постель, и головку блока;
  • ослабляем натяжной ремень, отворачиваем распредшестерню;


  • скручиваем болты головки блока (10 шт.), ими также крепится корпус распредвала (постель);


  • снимаем вал в сборе;


  • если у вала достаточно большой пробег, его лучше менять в сборе с корпусом;
  • закрепив на месте новый вал, собираем все на место – затягиваем болты ГБЦ от середины с усилием 11-12 кг в несколько этапов.

Производя ремонт, важно не задевать саму головку блока, если ее стронуть с места, придется менять прокладку ГБЦ. Но такая конструктивная особенность характерна только для 8-клапанных моторов, на 16-клапанных ДВС Опель ГБЦ никак не затрагивается.

Замена распредвала Шевроле

На автомобили марки Шевроле устанавливаются разные моторы, все зависит от конкретной модели. Например, Chevrolet Lanos комплектуется практически теми же самыми двигателями компании GM, что и Опель, только несколько другой модификации.

На Chevrolet Niva устанавливаются моторы ВАЗ-2123 – по сути дела, это те же самые силовые агрегаты, что и ВАЗ-классика, только ДВС 2123 имеет больший объем (1,7 л) и распределенную систему впрыска. Поэтому замена распредвала на модели Шевроле Нива с двигателем 2123 производится по той же схеме, что и на автомобилях семейства 2101-07. Еще Шеви Нива комплектуется «Опелевским» 1,8-литровым ДВС компании GM, марка этого силового агрегата – Z18XE. Мотор от компании GM 16-клапанный, и поэтому на нем устанавливается два распределительных вала.

В линейке двигателей Шевроле также присутствуют и 6-цилиндровые рядные моторы, к примеру, авто Шевроле Эпика комплектуется двумя типами шестицилиндровых ДВС:

  • двухлитровым X20D1;
  • 2,5-лировым X25D1.

Оба силовых агрегата двухвальные, оснащаются цепным приводом ГРМ.  Из строя распредвалы на «Эпике» выходит редко, чаще всего они меняются во время проведения капремонта, и в том случае, если на них имеются следы износа.

Замена распредвала Рено

Легковые автомобили Renault комплектуются двигателями с ременным и цепным приводом ГРМ, самые распространенные моторы имеют объемы от 1,4 до 2,0 л. Распределительные валы на машинах Рено из строя выходят редко, а вот поломка датчика положения распредвала – явление довольно частое, и нередко их отказ происходит на дизелях 1,9 л dCi.

Замена распредвала на Рено Logan с дв. K7M (8 клапанов, 1,6 л) – дело непростое, работа достаточно трудоемкая, и требует определенных навыков. Чтобы вынуть вал из постели ГБ, потребуется приподнимать движок, поэтому работу следует производить с помощью подъемных механизмов – тали или тельфера. Без ямы или подъемника здесь можно обойтись, но выполнить подобную работу реально только в стационарных условиях – в оборудованном гараже или в условиях автосервиса.

Для того чтобы заменить вал, еще потребуется вывешивать двигатель, так как приходится снимать его правую переднюю опору. Работу выполняем следующим образом:

  • открываем капот, демонтируем корпус воздушного фильтра;
  • с модуля зажигания отсоединяем штекер, сдергиваем со свечей высоковольтные провода;
  • отворачиваем крепления клапанной крышки, снимаем крышку вместе с модулем зажигания;


  • снимаем верхний кожух ремня ГРМ;
  • демонтируем защиту;
  • для того чтобы добраться до передней нижней части двигателя, снимаем правое переднее колесо, ставим автомобиль на домкрат;
  • скидываем нижнюю пластиковую защиту с правой стороны;
  • ослабляем болты нижней опоры;
  • ослабляем натяжной ролик приводных ремней, демонтируем ремень;
  • отворачиваем болты правой верхней опоры двигателя, и снимаем подушку ДВС с кронштейном полностью;


  • ослабляем болт крепления шестерни (чтобы его сдернуть с места, можно автомобиль поставить на пятую передачу), ставим валы по меткам;


  • снимаем распредшестерню;
  • демонтируем коромысла на головке блока;
  • приподнимаем двигатель вверх (с помощью цепной электрической тали), вынимаем распредвал.

Сборку следует производить в обратном порядке, не забывая выставить точно метки на валах.

Работа по снятию РВ на моторе K7M (или K7J объемом 1,4 л – он идентичен 1,6-литровому мотору) непростая, и поэтому в некоторых случаях мастера снимают ГБЦ. Со снятием головки блока работа занимает приблизительно столько же времени, зато не приходится мучиться с вывешиванием движка и разборкой деталей под капотом – снятую ГБЦ легче разбирать. Единственный минус снятия головки – придется покупать новую прокладку.

Цена замены

Стоимость замены распредвала в автосервисах может быть разная, она во многом зависит от сложности производимых работ. Легче всего заменить вал на ВАЗ-классике или 8-клапанном двигателе 2108-15. Цена замены также зависит от уровня станции ТО – в крупных автотехцентрах стоимость будет несколько дороже.

Репост
Наверх